Как заинтересовать ребенка знаниями и сделать процесс обучения увлекательным? Эти вопросы особенно актуальны для родителей, чьи дети имеют диагноз “аутизм”. Своим опытом с кировскими педагогами поделилась Трейси Перент, эксперт по специальному образованию из США.
ИВАН ШВЕЦОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«Трейси Перент называет себя “адвокатом аутизма” она разработала специальные методики и стратегии обучения детей с особенностями развития».
Средний сын Трейси, Брайан имеет диагноз “аутизм”. Как многие мамы, чьи дети имеют те или иные особенности развития, она стала настоящим специалистом в области коррекционной педагогики. Она отлично знает, с какими проблемами приходится сталкиваться родителям особенных детей. На своей родине, в Америке, Трейси работает координатором по вспомогательным технологиям в государственных школах.
ТРЕЙСИ ПЕРЕНТ, ЭКСПЕРТ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ (США):
«Когда выяснилось, что у моего сына расстройство в поведенческой сфере, я была очень напугана, но учителя помогли нам. После того как я увидела разницу между обучением ребенка в спецшколе и в обычной школе, я была впечатлена. Мой ребенок просто расцвел при инклюзивном обучении. И я хочу сказать родителям – не бойтесь, доверьтесь специалистам, позвольте им делать свою работу. Я уверена, что инклюзивное образование – лучший выбор».
Для того, чтобы воплотить в жизнь принципы инклюзивного образования, нужно очень много поменять, причем не только в материально-техническом оснащении школ, но и в головах. В первую очередь, в головах. Построить пандус или специальный туалет для детей-колясочников порой проще, чем решиться взять особенного ребенка в обычную общеобразовательную школу. А когда речь идет о школьнике с отклонениями в поведенческой или эмоциональной сфере, страхов у педагогов еще больше. Есть распространенное убеждение, что люди с аутизмом плохо контактируют с окружающими, замкнуты и нелюдимы.
ЮЛИЯ ПЕНКИНА, СОУЧРЕДИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ “ДОРОГОЮ ДОБРА”:
«Они не то, чтобы не хотят идти на контакт, у них нет навыка. Это миф, что они не хотят общаться. Нужно научить, как вступать в контакт».
В Кирове и области, кстати, давно идет реализация программы “Доступная среда”. В кировском лицее естественных наук и средней школе №60 прошли ремонты, и появилось новое оборудование для инклюзивного обучения.
Это пандусы, кабинеты психологической разгрузки, сенсорные комнаты, инвалидные коляски, тренажёры, специальные гусеничные транспортеры для колясочников, чтобы они могли подниматься по лестницам.
Но показать, как работают эти устройства нельзя. Причина удивительна.
ИГОРЬ БАГИН, ИНЖЕНЕР ПО ОХРАНЕ ТРУДА КИРОВСКОГО ЛИЦЕЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК:
«В нашем учреждении нет инвалидов-колясочников. Но если нас решит посетить инвалид, оно будет востребовано».
Вот так: доступная среда создана, а детей инвалидов как не было, так и нет.
Возможно, в будущем в школы придут учиться инвалиды-колясочники, дети с ДЦП, с аутизмом и другие категории инвалидов, для которых пригодятся все купленные устройства и дорогостоящие ремонты оправдают себя, а знания, полученные на семинарах, таких как сегодняшний, наконец-то можно будет применить на практике.
Как показывает жизнь, задача инклюзивного обучения решается не только деньгами, но и поступками. Нужна смелость руководства школ – взять к себе ребенка-инвалида. Нужно и продолжать готовить учителей общеобразовательных школ, чтобы они знали и умели общаться с особенными детьми. Только так можно разрушить невидимую стену между миром инвалидов и здоровых людей.
http://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/society/36130-treysi-perent-podelilas-s-kirovskimi-pedagogami-opytom-obucheniya-detey-s-osobennostyami-razvitiya.html