Знаем – Можем!

Равные возможности каждому

, ,

Электрокар без ограничений

Опубликовано

В Уфе разработали прототип электромобиля для людей с ограниченными возможностями здоровья. Главная инновация проекта — выдвижное сиденье, столь необходимое тем, кто передвигается на инвалидных колясках, и джойстик, с помощью которого можно управлять автомобилем одним пальцем. Авторы проекта рассчитывают запустить транспортное средство в массовое производство уже в следующем году. Эксперты считают, что у данного проекта есть все шансы на успех.

В настоящее время модель больше похожа на квадроцикл или багги с джойстиком, но в будущем авторы проекта планируют сделать полноценный трехместный автомобиль Фото: Из личного архива Ильгиза Фазлыева

Уфимский программист Ильгиз Фазлыев разработал электромобиль для людей с ограниченными возможностями здоровья. Главной инновацией модели стала система вы-движного сиденья, которая необходима людям, передвигающимся на инвалидных колясках. Кроме того, стандартный руль будет заменен на удобный джойстик, с помощью которого управлять транспортным средством можно всего одним пальцем.

«Идея автомобиля для людей с ограниченными возможностями сегодня крайне востребована и интересна. По объективным причинам таким гражданам трудно, а иногда невозможно управлять обычным автомобилем, при этом потребность передвигаться на значительные расстояния остается. Идея производства на базе АвтоВАЗа хороша не только тем, что она позволяет повысить уровень обслуживания, но и сокращением стоимости электромобиля. Однако экономическая составляющая данного проекта нуждается в дополнительной проработке, — говорит Павел Грибов.— Ранее в России уже был вполне успешный опыт создания специальных автомобилей для людей с ограниченными возможностями, преимущественно на базе автомобиля “Ока”. Возможно, эти наработки стоит изучить авторам данного проекта».

Вдохновителем и спонсором проекта является сам Ильгиз Фазлыев. Идея создания электромобиля пришла ему два года назад. «У меня с детства диагноз “спастический тетрапарез”, и я скован в движениях. Электрическая инвалидная коляска для меня — основной инструмент для перемещения. Живу я в поселке за городом, поэтому выбраться за его пределы затруднительно, так как присутствует грунтовая дорога с неровностями и камнями»,— рассказывает автор проекта в своем блоге.

По словам Ильгиза Фазлыева, для удобного передвижения была необходима коляска повышенной комфортности. Он пересмотрел множество вариантов в интернете, выбрал одну из самых удачных по отзывам.

«Первые впечатления от покупки были смешанными, крепление сиденья из-за люфта вызвало у меня дискомфорт, но к этому можно привыкнуть. Однако первая же тестовая поездка окончилась тем, что коляска застряла на съезде из-за очень низкого клиренса. Приноровившись, я, наконец, выехал на долгожданную прогулку. Как вдруг — отвалилось правое заднее колесо. Хорошо, что я уехал недалеко от дома. Меня окончательно бомбануло, и я решил сделать свою коляску с джойстиком и проходимостью»,— рассказывает автор проекта.

Господин Фазлыев собрал целую команду, с помощью которой удалось создать первый прототип электромобиля. В настоящее время транспортное средство не похоже на привычный автомобиль: скорее это багги или квадроцикл с джойстиком. Он может развивать скорость до 40 км/час, а заряда батареи должно хватать на 50 км. Но в будущем автор планирует создать полноценный трехместный автомобиль.

«Первый концепт уже разработан, он передвигается. В настоящее время он находится в цеху на доработке колесной базы. Также в процессе интеграции система по выдвижению сиденья. Одновременно с этим проходит работа по регистрации транспортного средства во всех необходимых инстанциях»,— делится планами Фазлыев.

По его словам, работа над первым прототипом должна быть завершена ближе к осени, а уже «в следующем году при хорошем стечении обстоятельств можно будет запустить массовое производство».

Автор отмечает, что электромобиль будет практически полностью российского производства. Всю электронную составляющую, в том числе программу управления автомобилем, микросхемы и платы «с ноля», разрабатывает его команда. Собирать транспортное средство планируется на базе деталей российского производства (на базе АвтоВАЗа). Единственный нюанс — электромоторы.

Их в России не производят, поэтому приходится закупать в Китае.

«Нам важно, чтобы в случае поломки любой слесарь в любой части страны смог отремонтировать наш электрокар»,— говорит Ильгиз Фазлыев.

Инвестиции в разработку прототипа составили более двух миллионов рублей, но автор надеется, что после того, как автомобиль будет запущен в массовое производство, себестоимость будет ниже и цена одного транспортного средства для потребителей составит порядка 1 млн руб.

Свой проект Ильгиз Фазлыев представил на региональном форуме «Сильные идеи для страны» и победил. Приз — денежное вознаграждение в размере 500 тыс. руб. он планирует направить на доработку своего детища.

Опрошенные IT-эксперты отмечают, что создание российского электромобиля для людей с ограниченными возможностями здоровья — важное и актуальное направление для страны.

«Как бы то ни было, доступность транспорта для лиц с ограниченными возможностями в России до сих пор остается проблемой. Хотя некоторые города имеют адаптированные автобусы, метро и другие виды транспорта, все еще существует значительный дефицит доступных транспортных средств для данной категории населения»,— говорит управляющий директор Frank Auto Ирина Франк. По ее словам, сегодня в стране нет официальных представительств иностранных производителей автомобилей или мотоциклов для людей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя такие средства передвижения выпускаются многими автоконцернами. Например, в Китае собираются десятки недорогих моделей для инвалидов-колясочников.

«Поэтому развитие электромобилей для людей с ОВЗ — важное направление для нашей страны. И прототип, разработанный программистом из Уфы, может стать значительным шагом в этом направлении. Возможно, этот проект послужит стимулом для дальнейшего развития доступной транспортной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями»,— считает Ирина Франк.

С ней согласен доцент кафедры экономической безопасности факультета национальной безопасности ИПиНБ Президентской академии Павел Грибов. Но он отмечает, что экономическая составляющая проекта нуждается в дополнительной проработке.

Ольга Корзик

Коммерсантъ

Новости

Новости партнеров

Новости школ


Медицина