«Меняющееся лицо аутизма. Как наш взгляд на РАС изменился за последние 50 лет? Почему количество диагнозов РАС так стремительно растет?» – на эти и другие вопросы ответит Сюзанна Жилваси, Президент международной ассоциации Autism Europe, организатора международной конференции «Образовательные аспекты аутизма в жизненном цикле человека», которая станет одним из важных направлений работы II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» (05 – 07 октября 2018 года, Конгресс-центр, Центр Международной торговли, Москва).
По данным ВОЗ, на сегодняшний день один из 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра. «Общая доля детей с особыми потребностями в любой группе населения составляет около 10%, однако в национальных реестрах инвалидов стран Центральной и Восточной Европы и СНГ по-прежнему “не хватает” как минимум 1 млн детей», – утверждает Барбара Чезел, Уполномоченная Министерства социальных ресурсов Венгрии, основатель и директор Центра раннего вмешательства (Будапешт, Венгрия). – «В мире по-прежнему остается проблемой реализация государственных программ, направленных на комплексные интегрированные междисциплинарные подходы к ранней диагностике РАС, своевременному вмешательству, реабилитации и социализации в течение жизненного цикла с учетом взаимодействия систем здравоохранения, социальной защиты, образования, финансов. Это приводит к тому, что семьям, в которых есть дети с аутизмом не хватает ресурсов и навыков для того, чтобы узнать, как развивать своих детей и какое будущее для них ожидать».
Теме инклюзивного образования будет отведено особое место в программе конференции. «Школа имеет решающее значение для развития детей с проблемами и задержками развития и с инвалидностью», – считает Милица Пейович Милованчевич, директор Клиники для детей и подростков при Институте психического здоровья Белградского университета, член правления Европейского общества детской и подростковой психиатрии (Сербия).
Хоакин Фуэнтес, главный врач детской и подростковой психиатрии поликлиники Гипускоа, который в настоящее время занимается подготовкой Протокола лечебных практик по аутизму по заказу Европейского общества детской и подростковой психиатрии (32 европейские страны), расскажет об опыте Испании: «Потребности учащихся одинаковы для всех учеников. «Особенными» являются лишь изменения и поддержка, которые необходимы каждой школе для удовлетворения этих потребностей. Таким образом, особые потребности имеет не ученик, а система, которая призвана удовлетворять всеобщие нужды».
Насколько специалисты и общество подготовлены к решению проблемы улучшения качества жизни людей с РАС, – этот вопрос станет следующей важной темой для обсуждения ведущими международными экспертами. «Для того, чтобы дети и молодежь могли получать необходимое развитие и образование, учителя, родители и руководство государственных органов нуждаются в обучении и подготовке», – считает Беннетт Л. Левенталь, заместитель директора детской и подростковой психиатрии по РАС и нейроповеденческим расстройствам Центра STAR Университета Калифорнии Сан-Франциско (США).
Конгресс, впервые состоявшийся в 2016 году в Москве, стал авторитетной международной площадкой для обсуждения вопросов по улучшению качества охраны психического здоровья. По результатам II Конгресса будет принят итоговый документ – Международная Декларация «Образование и психическое здоровье», в котором будут даны рекомендации по развитию стратегии образования в сфере психического здоровья, важной частью которого станет проблема РАС.