К 1 сентября портал Дети Mail.ru подготовил четыре истории об инклюзивном образовании – рассказы четырех мам о том, как учатся их дети с особыми потребностями.
В День знаний мы хотим познакомить вас с историями, опубликованными на портале Дети Mail.ru – четыре школы, четыре города, четыре ребенка, четыре мамы, четыре истории. Они очень разные, но их объединяет оптимизм, верное направление и понимание правильного выбора – выбора в пользу инклюзивного образования. Трудности, которые возникают на жизненном пути ребенка с инвалидностью, могут стать чуть легче, если школы нацелены на инклюзивное образование, а люди, работающие в этих школах, правильно понимают концепцию инклюзии, понимают проблемы детей и делают все, что необходимо для успешного обучения и социализации учеников.
Мы хотим познакомить вас с выдержками из всех четырех историй, а полностью вы можете их прочесть на странице портала Дети Mail.ru «Как в России учатся дети с особыми потребностями».
1. «Еве нужно общаться с другими детьми»: история особенной первоклассницы».
У Евы синдром Дауна и она каждый день ходит в школу. О том, с какими трудностями девочке пришлось столкнуться во время учебы, рассказала ее мама Светлана.
Изначально Еву готовили для обучения в специализированной школе, но на комиссии вместо ожидаемой образовательной программы поставили ту, которую выбранная заранее школа не реализовывала, и пришлось срочно искать учебное заведение, в котором есть опытные специалисты по работе с детьми с задержкой психоречевого развития и с синдромом Дауна.
Так, в первый класс Ева пошла в московскую школу № 2124 «Центр развития и коррекции», где уже через 2-3 месяца стало понятно, что девочка хорошо адаптировалась.
Светлана, мама Евы:
«Мы вариант домашнего или дистанционного обучения даже не рассматриваем. Еве нужно общаться с другими детьми, она девочка компанейская! На мой взгляд, инклюзия в нашей стране еще очень далека от совершенства. И до уровня других стран тоже очень далеко. Хотя многое делается. Лично я вижу положительный опыт пока только в дошкольном и младшем школьном звене. Вообще, развитие инклюзивного образования – комплексная работа: и со стороны педагогов, и со стороны родителей».
2. «Инга не будет всю жизнь сидеть дома»: история девочки с редким диагнозом».
Инге 13 лет, у нее ДЦП и тяжелые множественные нарушения развития, в этом году она окончила 5 класс школы № 627 Санкт-Петербурга для обучающихся с ОВЗ. На что похожи школьные будни Инги, рассказывает мама девочки, Ольга.
Обучение и общение стали для Инги большим достижением, поскольку она не разговаривает и мало что может сделать руками, которые ее плохо слушаются. Главная цель учебы – социализация Инги, чтобы у нее сформировалась привычка находиться где-то без сопровождения мамы. У девочки сформировалась тактильные способы взаимодействия с окружающими, это ее способ общения.
Ольга, мама Инги:
«Когда твоего ребенка воспринимают как равного, несмотря на все его ограничения – это потрясающе. Я – за инклюзию, но обязательно с оговоркой: необходимо проводить глубокую предварительную работу, прежде всего со взрослыми – учителями и родителями. Только после этого можно подключать к процессу детей. Родителям особых детей хочу сказать: нашим ребятам необходима доброжелательная и открытая среда. Если у вашего ребенка есть такая возможность, ведите его туда, это даст ему силы. Если возможности нет, ищите, создавайте, не отчаивайтесь, все меняется, и многое – нашими руками. Родителям обычных детей хочу сказать: особые дети чувствуют точно так же, как и условно здоровые, а часто – даже острее. Будет это боль отвержения или радость принятия – зависит от каждого из нас».
3. «Как «хрустальная» Люба учится в обычной школе».
Люба появилась на свет со множественными переломами рук и ног, ей поставили диагноз «несовершенный остеогенез» – повышенная ломкость костей. К двум годам у нее было более 15 переломов. В этом году 13-летняя Люба всего с одной четверкой перешла в 7 класс обычной общеобразовательной школы № 8 города Кинешмы. Мама девочки Алла рассказала о том, что пришлось преодолеть и почему не захотела оставить ее на домашнем обучении:
«Мы делали операции, ездили на реабилитацию, но когда речь заходила о школе, сомнений не было: пусть ребенок ограничен в возможностях, но ему нужно общение. Ничто не заменит компанию сверстников и педагога. Я считаю, инклюзивное образование стирает границы между ребятами, они учатся выстраивать отношения, несмотря на физические или любые другие ограничения. Они становятся отзывчивыми, добрыми. Инклюзивный опыт поможет им в будущем, когда они будут общаться с кем-то, кто от них отличается».
4. «Рома обожает учиться и огорчается, если пропускает уроки»: как живет мальчик с ДЦП».
У 14-летнего Ромы ДЦП, он не может ходить и самостоятельно сидеть, но редко находит свободную минуту, чтобы погрустить по этому поводу. Рома занимается плаванием, осваивает компьютер и английский язык, гоняет на велосипеде и учится в обычной общеобразовательной школе № 89 города Казани. О том, как все это удается ее сыну, рассказала его мама Роза.
Совмещать со школой плотный график Роме оказалось довольно сложно, мальчик часто бывает на реабилитациях, занимается ЛФК, ходит на массаж. Поэтому было принято решение учиться дома. Каждый день к Роме приходят учителя – двое или трое в день, в зависимости от расписания. После учебы – перерыв, затем – домашнее задание.
Дома мальчику оборудовали рабочую зону: специализированная парта для детей с ДЦП и кресло-коляска для правильного позиционирования, в котором ребенок может долго сидеть, выполняя домашние задания или слушая педагога.
Роза, мама Ромы:
«Два раза в год одноклассники собирают делегацию и приходят к нам в гости, иногда присылают трогательные открытки с поздравлениями – это безумно приятно! На Ромкин день рождения всегда собираются дети. Когда ребята приходят, они с Ромой в основном разговаривают про телефоны и компьютеры, играют в настольные игры. Я обеими руками за инклюзивное обучение. Воспитание нашего общества должно начинаться с самого раннего возраста».